Изобразительное искусство, 6 класс.
Оборудование: интерактивная доска, натюрморты, выполненные в технике акварели и в графике, для детей – бумага, кисти, краски
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы урока и адаптированное целеполагание.
Мы уже знакомы со многими видами и жанрами изобразительного искусства. Давайте попробуем вспомнить некоторые из них (работа с интерактивным плакатом «синтез жанров; используя инструмент «выделенный элемент» дети сначала называют, а затем, проверяя себя, поочередно выделяют различные области картины, выясняя таким образом, правильный ответ). Ребята, какое название вы бы дали этой картине? (ответы детей). Действительно в этой картине соединились несколько жанров, но сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете его историю, познакомитесь с особенностями композиционных решений натюрмортов. Вам предстоит самим нарисовать натюрморт, состоящий из знакомых предметов.
3.Изучение нового материала.
Художники во все времена изображали окружающие человека вещи, предметы обихода. В древности это были рисунки-обозначения (в росписях Древнего Египта – это изображения жезлов царей, оружия воинов, принадлежностей писца или строителя). Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для изображения. Современные художники тоже очень любят натюрморт. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника (демонстрация натюрмортов, выполненных учителем и учениками, посещающими художественную школу), здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять различие их качеств. Такие постановки, пожалуй, наиболее верно иллюстрируют термин «натюрморт».
Натюрморт (от французского nature morte – буквально «мертвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению предметов обихода, снеди, цветов и прочего.
В качестве самостоятельного жанра натюрморт появился в Голландии в конце XVI – начале XVII в. в., и называли его там Stilleben – тихая жизнь вещей. Художники всегда замечали, сколь красноречивы могут быть вещи окружающие нас. Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека, рассказывать об эпохе, в которой он жил.
Активизируем 2 слайд интерактивной доски Давайте внимательно рассмотрим представленные натюрморты. Я. де Хем в своем «Натюрморте с омаром и окороком» изобразил чувственную красочность предметного мира, и он, наслаждаясь ею, спешит ее запечатлеть. Художник буквально упивается красочным богатством окружающего мира. А в натюрморте Фонтен-Латура «Букет» предметы демонстрируют совершенство и чистоту своих форм, свою самостоятельную ценность и красоту, приоткрывают для нас мир художника, внешне сдержанного, а в душе тонко поэтического. «Герои» двух других натюрмортов (С.Андрияки «Старинные книги» и «Лампа», авт. неизвестен) играют свою роль в повествовании художника. Нам интересно пофантазировать, что за история здесь происходит, кто ее герои.
Натюрморт обязательно имеет композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Композиционный центр не обязательно совпадает с геометрическим центром картины.
Ребята, используя инструмент «прожектор» попробуйте определить композиционный центр каждой из картин. И тогда нам откроется замысел художника, мы «прочитаем» историю, которую он сочинил. (По желанию, по очереди, дети, используя инструмент «прожектор», прозрачность экрана~33-35%, находят композиционный центр картин). По ходу работы идет обсуждение, дети аргументируют свой выбор.
Активизируем 3 слайд интерактивной доски.
Из
предложенных названий картин выберите авторские.
(Используя
инструмент «выделенный элемент» (стрелка), дети, передвигая названия картин,
выбирают нужные.)
Активизируем 4 слайд интерактивной доски.
(Используя инструмент «выделенный элемент» (стрелка),
дети, передвигая термины, выбирают нужные характеристики). По ходу
работы идет обсуждение, дети аргументируют свой выбор.
Используя
инструмент
«фигуры» (прямоугольник) с использованием заливки серым цветом
учитель ставит проблемный вопрос для
обсуждения: какой предмет (предметы) скрыт за шторкой?
Дети
предлагают свои варианты, учитывая разные эмоциональные звучания натюрмортов, а
затем интрига разрешается показом картин полностью, без шторок ((Используя
инструмент «выделенный элемент» (стрелка) ,сдвигаем их вниз) .Обе картины носят название
«Тыква»!
Активизируем
5 слайд интерактивной доски.
Натюрморт
должен быть хорошо составлен и хорошо поставлен!
набор
предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена
определенная идея, тема.
(анализ
предложенных натюрмортов).
Используя
инструмент «перо» желтого и зеленого цветов дети выясняют композиционную
постановку (чередование светлых и темных
предметов, тяжелых и изящных) натюрморта В.Стожарова «Чай с калачами».
Используя
инструмент «перо» голубого цвета дети проводят линию горизонта на натюрморте
С.Андрияки «Хлебы» и затем «пером» белого цвета обозначают передний, средний и
дальний планы картины, выясняя при этом равновесие картины. местоположение
крупных и легких предметов, наличие глубины пространства и фона. Особенности
использования фона обсуждаются и в натюрморте «Осенняя песня».
Активизируем
6 слайд интерактивной доски.
Учитывая
правила выполнения натюрмортов школьникам предлагается в материале выполнить
натюрморт из двух-трех предметов и дать ему название.
Итог
урока. С каким жанром изобразительного искусства мы сегодня
познакомились? Что представляет собой эта картина? (ответы детей).
В
натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все-таки натюрморт
может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето, пробудить
радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать
«неживую природу», показать все ее особенности и тонкости. Сегодня на уроке и
вы попробовали сочинить и нарисовать свой натюрморт.
Урок ИЗО в 6-м классе (с использованием интерактивных технологий) "Новогодняя открытка-коллаж".
Цели урока:
- Применить для решения реальной задачи знания о способах копирования, переноса фрагментов рисунка;
- Развитие навыков моделирования ситуации;
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Обобщение знаний основного программного материала;
- Развитие художественного вкуса.
- развитие познавательного интереса, логического мышления;
- усиление познавательной мотивации, осознание ученика своей значимости в образовательном процессе;
- развитие интереса к решению практических задач,
- к активной творческой деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- повышение интереса к занятиям изобразительным искусством;
- закрепление навыков работы в графическом редакторе;
- развитие логического мышления, памяти, внимательности,
- умения работать на компьютере.
- уметь рисовать с помощью графического редактора и вносить изменения в готовые изображения.
- уметь выбрать инструмент в графическом редакторе, знать, какой инструмент выбран.
- знать назначение панели настройки инструментов.
- уметь выбрать цвет, используя палитру.
- уметь использовать команду "Отменить".
- уметь открывать рисунки, сохраненные на жестком диске.
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Подготовительный этап. | Приветствие. |
2. Повторение. | Решение кроссворда. Фронтальный опрос. |
3. Мотивационный этап. | Постановка цели урока. |
4. Объяснение нового материала. | Беседа с демонстрацией при помощи интерактивной доски. |
5. Закрепление изученного материала. | Выполнение задания на компьютере. |
6. Подведение итогов. | Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок. |
7. Рефлексия. | Открыть на ПК смайл. |
8. Домашнее задание. | Выполнить эскиз открытки "С Новым годом!" |
Урок ИЗО в 3-м классе.
Тема: "Домашние животные. Кошка".
Вид урока: урок изучения. Учебно-воспитательные цели и задачи урока:- продолжать формирование графических навыков в изображении предметов сложной формы от общего к деталям;
- учить детей использовать различные техники в своем рисунке.
- способствовать формированию этического отношения к действительности.
- развивать бережное отношение к животному миру;
- осуществлять межпредметную связь урока ИЗО с уроками математики, природоведения, чтения и ОБЖ.
- интерактивная доска
- презентация (приложение 1)
- Музыкальный фон. (приложение 2)
- акварельная бумага;
- акварельные краски:
- кисти (белка № 1,3,6,9)
- гуашь, белило.
- крупная поваренная соль.
- Выставка детских работ.
- Книжная выставка «Все о кошках»
Ход урока
I. Орг.момент:
- проверка готовности уч-ся к уроку.
- объявление темы: «Домашнее животное. Кошка» (слайд -3)
- Можно ли сказать о том, что дикая и домашняя кошки – близкие родственники? (слайд – 5)
- Так, а наши мурлыки из семейства хищников или травоядных животных?
- Почему?
- Молодцы!
- А Вы, конечно, знаете, что существует огромное количество пород кошек?
- Какие породы кошек известны вам?
- А какие занесены в красную книгу?
- Какие породы живут у вас дома и в нашем крае?
И обычно их разделяют на шесть типов:
1) Длинношерстная (6 слайд)
2) Полудлинношерстная (7 слайд)
3) Короткошерстные (8 слайд)
4) Иностранные короткошерстные (9слайд)
6) Сиамские (слайд10)
А т.ж. подразделяются по окрасу шерсти
Однотонные: (слайд 11)
И не однотонные: (слайд-12)
- Какие кошки все красивые и грациозные. Но не смотря на все это , к сожалению очень часто человек предает своего питомца выгоняя беззащитного животного на улицу или еще ужаснее издеваются: привязывают гремящие предметы , пугают петардами и т.д. И, не смотря на все это, кошки проявляют удивительную живучесть и преданность своему хозяину.
- Обратите внимание на следующий (слайд 13):
Этот малыш с кирпичом на шее выловленный из реки – воплощение страдания и отчаяния. Он выжил, но снимок свидетельствует о трагедии тысяч кошек. И все виной МЫ - люди!
- Мне хочется верить, что ни кто из нас не поступит безнравственно с братьями нашими меньшими.
- Ну а сейчас, мы будем рисовать домашнюю кошку - длинношерстную. Для этого нам потребуется: лист бумаги для рисования, восковые мелки, акварельные краски, кисти и как не странно крупная поваренная соль, а для чего узнаете позже.
Для того, чтоб у вас все получилось, необходимо внимание!
- Напомните правила безопасности на уроке ИЗО.
И так, приступаем к работе. Вы рисуете на листе акварельной бумаги, а я на интерактивной доске.
- Лист бумаги располагаем по вертикали. Рисуем на всей поверхности листа.
- И так, на какую геометрическую фигуру похожа голова? (круг)
- Рисуем восковым мелком голову в виде круга!
- Ушки, какую геометрическую фигуру напоминают? (треугольники)
- Рисуем ушки!
-Глаза? (зеркало души, от них зависит, какой характер будит у Вашей кошки)
- Рисуем треугольный носик и сразу от него рот.
- Рисуем спинку! Какая она? (выгнутая, похожа на изогнутую кривую линию).
-От спинки сразу идет хвостик!
- Грудка, важная!
- и - лапку!
IV. Физ. Минутка: (фонограмма спокойной музыки по выбору учителя)
Топай, киска, хлопай, киска. Приседай со мной, малышка Глазки вверх ты подними И на солнышко взгляни. Лапки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись.А вот теперь секрет: что бы кошечки получились пушистыми, мы и будем использовать соль. Определитесь, какого цвета будет ваша киска. (рыжая, абрикосовая, черная) - А теперь кистью № 6 или № 9 начинаем работать с краской , ее мы набираем мокрой кистью и наносим на поверхность и быстро посыпаем солью, на соль уже краску не кладем. - Пока соль высыхает, работаем с фоном. - Ребята пока вы работаете, послушайте: Это интересно: 1. - В течение последних 100 лет были случаи появления на свет кошек с крыльями. У одной из них в 1949 году в Швеции размах крыльев -58 см. Это вина редкой мутации. (слайд 14)
(слайд 15)
2. - Эти животные ради возвращения домой могут преодолеть за год 1370 км
3. - Гипертяжеловес - 21, 3 кг.
4. - Самая маленькая – высотой-7 см, длинна- 19 см.
5. - Чемпионка по ловли мышей в Великобритании – за 24 года поймала 28 899 мышей, в средним по 3 - в день.
- Какие литературные произведения вы знаете, где кошка или кот - главный персонаж?
- Какую пользу приносят человеку кошки?
- А может ли быть вред или опасность, связанные с кошкой?
V. Итог урока: (слайды 16-17)
- Чему сегодня на уроке вы научились? (рисовать кошку с использованием соли для того, чтоб передать эффект пуха) .
- Какие техники рисования мы использовали сегодня на уроке?
- А что нового узнали?
- Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Кто не успел закончить работу, не расстраивайтесь, закончите дома и на следующий урок принесете на выставку.
- Дома попробуйте нарисовать свою кошку!
Урок c вопросами-парадоксами по изо во 2 классе на тему:
«Цвет как средство выражения (темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие)»
Цель урока:
формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через
собственное творчество и создание художественных образов посредством
цвета.
Задачи урока:
1. Художественно-творческие
· познакомить
учащихся с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык». В
живописи цвет – есть средство выражения эмоционального состояния и
тематического содержания (пейзаж);
· продолжать
формировать умение рассматривать репродукции с изображением пейзажа,
слушать музыкальные произведения, стихи и отвечать на вопросы-парадоксы
учителя;
· продолжать
формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами
искусства: живописным изображением, художественным словом и
музыкальным произведением;
· Соотносить высоту музыкального звука (низкий-высокий) со степенью светлоты цвета (легкий-тяжелый; звонкий-глухой);
· расширять кругозор детей;
· отражать полученные впечатления в творческих работах;
· совершенствовать специальные (универсальные) умения через практическую деятельность в процессе обучения;
· формировать
универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах
цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
· упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
· формировать
универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг,
осветленные и затемненные цвета). Уметь «читать эти карты-опоры.
2. Развивающие
· развивать эмоциональную сферу детей;
· развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
· развивать
умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в
окружающей природе. Формировать эстетические чувства
3. Воспитательные
· воспитывать умение рисовать коллективно (парами), уметь договариваться и распределять между собой объем работы;
· воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.
Материалы и оборудование:
Репродукции
картин серии «Календарь о временах года», отрывки музыкальных
произведений Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и Людвиг Ван
Бетховен «К Элизе». Карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и
затемненные цвета». Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи»
Т., 1995г.
Раздаточные материалы:
маленькие карты-опоры (дубликаты демонстрационного материала). Листы
А-3, гуашевые краски, палитра, кисти рисовальные и щетинистые, банки
для воды, тряпочки. Открытки или маленькие репродукции компьютерной
графики с изображением пейзажей.
Оформление доски:
Тема урока, ключевые слова по теме
(теплый-холодный; светлый-темный; легкий-тяжелый; звонкий-глухой).
Цветовой круг. Лист А-2 для коллективного рисования (3 человека).
Ход урока:
1.Целевая установка:
На
этом уроке мы будем учиться слушать краски, узнаем, о чем они могут
«говорить». Вы научитесь понимать «язык разноцветных красок». Поэтому в
течение урока будьте внимательными и активными.
2.Сообщение цели и задач урока:
Сегодня
мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете,
что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы
будете учиться красиво рисовать пейзажные картинки. Ваши работы мы
поместим на выставке, чтобы другие дети могли ими полюбоваться.
3.Объяснение нового материала:
Вопросы-парадоксы:
1. Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
2. А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
3. Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?
Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло.
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.
4. Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?
5. А можно ли сказать, что эти цвета ТЯЖЕЛЫЕ? Почему?
Учитель
предлагает одному учащемуся прочитать стихотворение, а всем детям
подумать: ГЛУХИМИ или ЗВОНКИМИ цветами будет нарисована
картина-стихотворение.
Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны,
Мир зарею обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)
6. А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?
Учитель зачитывает строчки стихотворения:
«Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…»
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).
7. Дайте название этим цветам?
После
просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные
отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ
использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухих. (первое произведение)
Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)
8. Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
(чтобы
понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать
звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но
звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)
Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
4. Практическая работа учащихся.
Учащие
выполняют задания парами. Рисуют пейзаж по выбору, передают состояние
природы её особенности в разные части суток. При этом используются
палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с
белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые,
светлые и темные, звонкие и глухие.
Группа детей под руководством учителя выполняет рисование картины на листе А-2.
Учитель
уточняет о правилах подмешивания цвета к белилам и цветов к серой
краске. Следит за правильным использование учащимися палитры и разных
видов кистей (щетинка и рисовальная). Поощряет найденные детьми приемы
рисования кистями. Напоминает о верном использовании воды и тряпочки.
При затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг, фотографии и опорные модульные таблицы.
5. Анализ результатов работы. Рефлексия:
· В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?
· Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?
· С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?
· (привлечение внимания детей к таблицам на доске)
Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?
6.Вывод.
У живописи особый язык – язык цвета. Художники
разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке вы учились
«читать» и «разговаривать» этим особым языком.
7. Домашнее задание:
Проанализируйте любую пейзажную картинку и объясните, что хотел рассказать художник.
Наш урок закончен.
Учитель организует уборку рабочих столов.